Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 городского округа Шатура»

Адрес140750, Российская Федерация, Московская область, Шатура, Дмитровский Погост, Гришина, 11

Контакты администрации 8-496-45-66-545 teremokdm@yandex.ru

Развивающие игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития

Игра — это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

                                                                                                                      В. А. Сухомлинский.

 

 

С 1 января 2013  года мы работаем по ФГОС. Одной из главных задач ФГОС ДО, является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками.  Одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада  является  «Оптимизация интеллектуального развития дошкольников».   С 2011 года наш детский сад является  областной научно-экспериментальной площадкой по направлению «Деятельностный подход к интеллектуальному развитию дошкольников». Поэтому мы в своей работе с детьми, наряду с другими формами развивающего воспитания и обучения, применяем развивающие игры.

Цели и задачи применения развивающих игр в воспитательно- образовательном процессе ДОУ.

    Цель: повышение уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством применения развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Задачи: 1. Создание условий  для развития логического мышления у детей с учётом их возрастных  особенностей.

  1. Развитие у дошкольников логических приёмов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация).
  1. Формирование умений  прослеживать, понимать причинно- следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения, а так же навыков контроля и самоконтроля, самостоятельности и  инициативности в процессе умственной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками.
  2. Развитие любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира(форма, цвет, количество, число)

 

Возможны различные способы классификации развивающих игр по различным критериям.  В младшем  дошкольном возрасте используются игры  на сенсорное развитие, на развитие мелкой моторики:

  • Игры Монтессори (Рамки и вкладыши)
  • «Почини коврик»
  • «Блоки Дьенеша»
  • «Помоги бабочке найти цветочек»

В среднем дошкольном возрасте игры усложняются к сенсорным эталонам добавляются  игры на развитие целостного восприятия, развитие способностей  к анализу и синтезу:

  • «Сложи узор» (кубики Никитина)
  • «Блоки Дьенеша»
  • « Цветные Палочки Кюизенера»
  • «Танграмм»

В старшем дошкольном возрасте используем игры на развитие самостоятельности и инициативности, развитие творческих способностей:

  • «Волшебный квадрат» Воскобовича
  • «Игровизор»
  • «Сложи квадрат»
  • «Сложи круг»
  • «Геоконт»
  • «Танграмм»
  • « Цветные Палочки Кюизенера»
  • Соты Кайе»
  • «Блоки Дьенеша»

Организуя работу по развитию познавательной активности с помощью развивающих игр в соответствии с ФГОС ДО  учитывается  принцип интеграции образовательных областей . Образовательная область  «Познавательное развитие» является стержнем в развивающих играх и интегрируется с другими ОО:«Речевое развитие», «Социально- коммуникативное», «Художественно-эстетическое»  развитие.

 Содержание развивающих игр.

Первое условие успешного развития интеллектуальных и творческих  способностей детей – это ранее начало их использования (начиная с младшего дошкольного возраста). Самые первые игры, которые мы используют в работе с детьми младших группах детского сада  — это вкладыши и рамки по методу М.Монтессори.  Используются различные варианты (геометрические фигуры, фигурки животных и фруктов, фигурки с шнуровкой). Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Почини коврик», «Помоги бабочке найти свой цветочек»  и др. Они вырабатывают у малышей умение различать и узнавать форму плоскостных фигур и их положение на плоскости зрительно и на ощупь, знакомят с геометрической терминологией- названием фигур. Использовать их можно и для овладения навыка владения карандашом при обведении границ фигур, развивает умение увидеть линии контура, а так же для сравнения по цвету, размеру и форме. Познакомиться с методикой работы с вкладышами можно в книге Бориса Павловича Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры». И ещё одна игра, о которой хотелось бы рассказать, это «Цветные палочки Кюизенера».

На первом этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Они строят  из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.  Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения математики: для упражнения в счете и отсчете предметов. Дети с интересом сравнивают палочки по цвету, длине, выкладывают лесенки  от большего к меньшему;  выполняют такие задания как, «Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной». «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?».  Из палочек детям очень нравиться строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки. Описание этой игры можно найти в пособии Б.Б. Финкельштейна «На золотом крыльце…» Она развивает мелкую моторику рук, помогает научиться ориентироваться на листе бумаги. А также подходит для развития активности и самостоятельности, упражнения в плоскостном моделировании, для развития восприятия, воображения. Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (Например, с логическими блоками Дьенеша), а так же и самостоятельно.

Начиная со средней группы, детей знакомят с более сложными играми. Например, игра «Сложи узор». Эта игра способствует развитию у детей способности к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым во всякой интеллектуальной  деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструктивной работы. Вместе с детьми воспитатель рассматривает  кубики, описывают их, называют цвета, а так же уточняют, что две грани кубиков состоят  из треугольников. Первые задания очень простые:

— построить дорожку из 4,5 и т.д. кубиков одного цвета, побеседовав при этом: «Какого они цвета?» (например желтые),  «С каким временем года их можно связать?» (С осенью, т.к. в это время много желтых листьев);

-выполняют задание «Походи пальчиками по желтой дорожке», «Сосчитай , сколько на дорожке кубиков и т.д.

— по аналогии знакомятся с кубиками красного , белого и синего цвета.

Далее изготавливаются карточки –схемы по степени сложности складывания узора:

сначала только с гранями квадратами двух цветов, трех и четырех, потом применение кубиков с треугольными гранями. Дети выкладывают  такие фигуры как елочка, грибок, молния , бантик и др. Воспитатель учит детей выкладывать узор последовательно, начиная с кубиков верхнего ряда, слева направо. Такой алгоритм действий позволяет детям быстрее справляться с более трудными заданиями . Усложнение в этой игре идет за счет увеличения количества кубиков с треугольными гранями. Детям предлагается сложить  самостоятельно по рисунку узоры из серии «Зоопарк», «Алфавит «, «Цифры», «Предметы». Складывание узоров в виде букв или цифр поможет ребенку быстрее их выучить и запомнить. Детям старшего дошкольного возраста предлагается еще одно усложнение в задании – не расчленённое изображение узоров. Ребенку нужно мысленно расчленить узор, и понять, какие ему нужны кубики для выполнения задания, а затем экспериментальным путем проверить свою догадку. Самый сложный вид задания – это самостоятельное придумывание и составление узоров из кубиков.  В этой работе ребенок не только использует полученные навыки, но и проявляет фантазию. Наиболее подробно о методике работы и изготовлений этой игры можно узнать из книги Никитина Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» (стр.35) .

Еще одна многофункциональная и вариативная игра «Блоки Дьенеша». Эта игра помогает наиболее доступно и интересным образом выяснить свойства фигур, способствует ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышление и математических представлений. Основная цель игры – научить детей решать логические задачи на различие фигур по свойствам, т.е выявить их, назвать и удержать в памяти 1,2,3,4 свойства по цвету, размеру, форме и толщине. Начинается обучение с ознакомления с фигурами по 2 признакам, потом по 3, и наконец освоили все 4 признака. Задания могут быть самыми разными. Например, выложить цепочку фигур так, чтобы рядом не оказалось фигур одинакового цвета (одинаковой формы, одинакового размера и одинаковой толщины). Используя «Блоки Дъенеша» на занятиях по развитию речи, педагог предлагает выбрать любую фигуру и рассказать о ней, или загадать загадку-описание о фигуре, которую ребенок спрячет, а пришедший на занятие герой ее должен отгадать. Для успешного освоения игры используем карточки, которые помогают детям ориентироваться во всем разнообразие предлагаемых фигур. Они есть в сопроводительной аннотации к данной игре. В свободной игровой деятельности дети строят из фигур «Блоки Дьенеша» объемные сооружения (дома, мосты, ворота). Методика работы с игрой логические «Блоки Дьенеша» описана в книге М.Фидлера «Математика уже в детском саду»

Система работы по реализации развивающих игр направлена на развитие у детей дошкольного возраста умственных, математических и творческих способностей. Она позволяет достигать  положительных результатов в интеллектуальном развитии дошкольников в комплексе с ООД, проектной и экспериментальной деятельностью.  У выпускников детского сада наблюдается оптимальный уровень логического мышления, зрительной памяти, тонкой и мелкой моторики. Оценка уровня познавательного развития детей показывает  достигать увеличение  количество детей с высоким уровнем развития детей.

 

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie